Развитие экспорта и положительные тенденции в российской логистике 2024

Экспорт в странах Европейского союза сократился на 25–95 %, причём в некоторых странах и по некоторым товарным позициям он упал до нуля. Однако в области логистики появились новые перспективные направления, такие как «зелёные острова», которые стали ориентирами для дальнейшего развития. Мы уделяем им особое внимание и активно сотрудничаем с этими странами. К числу развивающихся транспортно-логистических центров относятся Танзания, Индия, Египет, Объединённые Арабские Эмираты и Турция.

Реакция Экономического Евразийского союза побудила нас к формированию собственной траектории развития, поскольку мы не видим необходимости полагаться на ЕАС, учитывая наши прочные связи со странами Тихоокеанского региона. Мы переориентировались на Восток и диверсифицировали наши экспортные поставки и закупки оборудования, что позволило укрепить нашу позицию на международной арене.

Мы столкнулись с новыми рисками, связанными с финансовыми операциями. Сейчас наша главная задача — преодолеть их. Мы можем опираться на поддержку Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. После начала активного сотрудничества с БРИКС мы осознали необходимость новых транспортных коридоров:

  1. Дальневосточный мультимодальный коридор через Транссибирскую магистраль.
  2. Сухопутный коридор через пограничные переходы по Транссибирской магистрали.
  3. Морские коридоры через Чёрное море и Балтийское море.
  4. Северный морской путь.

Коридор «Север — Юг» становится ключевым игроком на рынке, так как успех зависит от способности быстро адаптироваться и успешно преодолевать изменения в направлениях экспорта и импорта. Мы ожидаем запуска Северного морского пути в более широком масштабе, что откроет новые горизонты для развития.

Крупные железнодорожные операторы с 2014 года инвестировали 145 млрд рублей в транспортную инфраструктуру России.

В регионах Индии и Африки наблюдается активная инвестиционная деятельность в развитии хабов. В то же время в России средства направляются на развитие Новосибирского и Дальневосточного терминальных комплексов. В настоящее время ведётся строительство второго контейнерного терминала в Новосибирске, который вскоре сможет принимать ещё больше грузов. Кроме того, планируется запуск ускоренных контейнерных поездов из Китая в Новосибирск для разгрузки московского узла и оптимизации логистической цепочки поставок.

В результате экспериментальной отправки контейнеров в полувагонах и их перегрузки на станции Иня-Восточная на фитинговые платформы значительно сократились сроки доставки грузов с Дальнего Востока в Московский узел. Этот опыт стал основой для дальнейшего развития и ускорения перевозок по маршруту Дальний Восток — Москва. С сентября 2022 года благодаря этой технологии удалось избежать перенаправления большого количества пустых фитинговых платформ с Московского узла на Дальний Восток. В феврале 2024 года РЖД запустили новый маршрут, по которому ежедневно курсировало 11 контейнерных поездов в полувагонах. Ожидается, что эта тенденция будет расти и к 2030 году количество таких поездов составит 20–25 в сутки. В рамках этого проекта также реализуется строительство терминалов для обработки и перегрузки контейнеров в Кемерово. Специалисты считают, что наиболее оптимальным решением для перегруза является Западно-Сибирская железная дорога.

В настоящее время выделен земельный участок площадью 500 гектаров для строительства контейнерного терминала ТЛЦ «Артём», который является ключевым проектом согласно резолюции президента Российской Федерации. Ожидается, что первый контейнерный поезд будет принят в конце 2024 года. ТЛЦ «Артём» станет крупнейшим сухим портом России и своеобразным буфером для экспортёров. Он будет служить сортировочным центром для РЖД, которая пока не представлена на Дальнем Востоке.

В современном мире для успешной глобализации логистического бизнеса важно иметь собственные активы, такие как порты, сухие порты, фитинговые платформы и контейнеры.

Также существует серьёзная проблема с экспортом леса. Ранее активно сотрудничавшая с нами Финляндия прекратила взаимодействие с Россией, и поэтому крупнейший покупатель лесоматериалов перестал наращивать объемы вывоза товаров за пределы нашей страны. Многие перерабатывающие, производственные и логистические компании остро ощущают снижение экспорта этой продукции.

У российского леса есть выход: возможность транспортировки в Азербайджан и Иран. Для успешной реализации этого плана необходимо преодолеть два ключевых препятствия:

  1. На пограничном переходе между Азербайджаном и Россией отсутствует техническая оснащённость для досмотра контейнеров на лесовозах.
  2. Время разгрузки вагонов на пункте пропуска Астара в среднем составляет 10 дней, иногда возникают простои до 30 дней.

    В связи с санкциями и сокращением рынка воздушных грузоперевозок, российские компании сталкиваются с необходимостью консолидации и отправки грузов через транспортные узлы в странах Ближнего и Дальнего Востока, таких как Дубай, Мальдивы и Бангкок. Эти направления становятся ключевыми для импорта товаров в Россию, в то время как традиционные логистические маршруты пересматриваются из-за запретов по отправке определенных видов грузов. Установление прямого воздушного сообщения с различными странами способствует расширению торговых отношений и развитию новых партнерств с CCS, ADD, IKA, RGN.

                В динамике импорта видно сокращение перевозок генеральных и опасных грузов, в то время как увеличивается объем поставок продуктов питания, морепродуктов, мяса, фруктов, овощей и цветов. Рост экспорта стимулируют рыба, морепродукты, кондитерские изделия, мебель и образцы товаров.

статистика
перевозок 2023
1444
Мультимодальные
перевозкиМультимодальные перевозки
2200
Прямое ЖД
из КНРПрямое ЖД
954
Сборные
грузыСборные грузы
888
Авиа грузыАвиа грузы
586
автомобильные
перевозки из КитаяАвтомобильные перевозки из Китая
Подать заявку
на расчет стоимости
оставьте контактные данные и мы с вами свяжемся в ближайшее время